СЕВЕРО-ЕКАТЕРИНИНСКИЙ КАНАЛ
Краткая справка
В Республике Коми есть достопримечательность, которая одновременно является как памятником природы, так и памятником истории. Это Северо-Екатерининский канал. Как известно, любая торговля невозможна без транспортных путей. Издавна водный транспорт служил предприимчивому человеку. В XVIII веке Петр I мечтал соединить Каспийское море с Балтийским и Белым морями. Это позволяло через Архангельск вывозить заграницу продукцию уральских заводов, развивать внутри страны торговлю хлебом, солью, пушниной, чаем, кожей, рыбой и другими товарами.
Чтобы воплотить петровскую мечту в жизнь, необходимо было соединить реку Волгу с Северодвинским бассейном. Для этого следовало построить канал на усть-куломских землях. Искусственное водное сооружение соединило бы реки Северная и Южная Кельтма.
Строительством канала занялась Екатерина II. На стройке работали коми и русские крестьяне, солдаты. Орудиями труда были пила, топор, лопата, тачка, носилки. Трудились по двенадцать часов в сутки. За это платили 6-7 копеек. Условия работы были очень тяжелыми. Весеннее половодье заливало десятки километров трассы. Плохо одетые и обутые люди часто работали по колено в воде. Многие не выдерживали простудных заболеваний и умирали.
Для начальства в северной части канала была построена деревня Канава. Рабочий люд размещался в конце села.
Нехватка денежных средств помешала строительству канала. Война 1812 года ещё более затормозила работу.
Через шесть лет возобновилось строительство Северо-Екатерининского канала. Через четыре года завершилась работа, канал был открыт. Северо-Екатерининский канал стал самым крупным искусственным водным сооружением России в первой половине XIX века.
Государевым планам использования канала в торговой жизни страны не суждено было сбыться. Деревянные сооружения канала быстро вышли из строя. Средства на его реконструкцию отсутствовали. Вскоре канал пришлось закрыть.
Грандиозным водным сооружением долго пользовались купцы, торговцы, крестьяне. По каналу доставляли муку, соль, мануфактуру и другие товары.
Сегодня Северо-Екатерининский канал не выполняет роль «водно-транспортной артерии». Прошлое некогда грандиозного сооружения осталось в прошлом.
Северо-Екатерининский канал
Вопросы и задания:
1. Почему канал был назван Екатерининским?
2. Для чего создавали искусственный канал?
3. Найдите информацию о Беломорско-Балтийском канале, используя справочную литературу и Интернет-ресурсы. Сравните Беломорско-Балтийский и Северо-Екатерининский каналы по плану.
F План:
· Время начала и окончания строительства.
· Причины создания водного сооружения.
· Последствия и итоги строительства канала.
Комментариев нет:
Отправить комментарий