Памятники природы Республики Коми

СЕВЕРО-ЕКАТЕРИНИНСКИЙ КАНАЛ

Краткая справка
В Республике Коми есть достопримечательность, которая одновременно является как памятником природы, так и памятником истории. Это Северо-Екатерининский канал. Как известно, любая торговля невозможна без транспортных путей. Издавна водный транспорт служил предприимчивому человеку.  В XVIII веке Петр I  мечтал соединить Каспийское море с Балтийским и Белым морями. Это позволяло через Архангельск вывозить заграницу продукцию уральских заводов, развивать внутри страны торговлю хле­бом, солью, пушниной, чаем, кожей, рыбой и другими товарами.
Чтобы воплотить петровскую мечту в жизнь, необходимо было соединить реку Волгу с Северодвинским бассейном. Для этого следовало построить канал на усть-куломских землях. Искусственное водное сооружение соединило бы реки Се­верная и Южная Кельтма.
Строительством канала занялась Екатерина II. На стройке работали коми и русские крес­тьяне, солдаты. Орудиями труда были пила, топор, лопата, тачка, носил­ки. Трудились по двенадцать часов в сутки. За это платили 6-7 копеек. Условия ра­боты были очень тяжелыми. Весеннее половодье заливало де­сятки километров трассы. Плохо одетые и обутые люди часто работали по колено в воде. Многие не выдерживали простудных заболеваний и умирали.
Для начальства в северной части канала была построена деревня Канава. Рабочий люд размещался в конце села.
Нехватка денежных средств помешала  строительству канала. Война 1812 года ещё более затормозила  работу.
Через шесть лет возобновилось строительство Северо-Екатерининского канала. Через четыре года завершилась работа, канал был открыт. Северо-Екатерининский канал стал самым крупным искусственным водным сооружением России в первой половине XIX века.
Государевым планам использования канала в торговой жизни страны не суждено было сбыться. Деревянные сооружения канала быстро вышли из строя. Средства на его реконструкцию отсутствовали. Вскоре канал пришлось закрыть.
Грандиозным водным сооружением долго пользовались купцы, тор­говцы, крестьяне. По каналу доставляли муку, соль, мануфак­туру и другие товары.
Сегодня Северо-Екатерининский канал не выполняет роль «водно-транспортной артерии». Прошлое некогда грандиозного сооружения осталось в прошлом.

Северо-Екатерининский канал

Северо-Екатерининский канал
Место встречи Северной Кельтмы (вверху) и Северо-Екатерининского канала

Вопросы и задания:
1.        Почему канал был назван Екатерининским?
2.        Для чего создавали искусственный канал?
3.        Найдите информацию о Беломорско-Балтийском канале,  используя справочную литературу и Интернет-ресурсы. Сравните Беломорско-Балтийский и Северо-Екатерининский каналы по плану.
F     План:
·         Время начала и окончания строительства.
·         Причины создания водного сооружения.
·         Последствия и итоги строительства канала.

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий